Рассказываем, каково это — трудиться на севере.
1. Выморозчик
Этих людей точно не проймёшь шутками о том, как тяжело в офисе. Выморозчики — самые редкие и, возможно, самые суровые специалисты в мире. В России их можно встретить в Якутии, на предприятии «Ленское объединённое речное пароходство» (ЛОРП). Корабли здесь обслуживают зимой, потому что так дешевле — не нужно поднимать многотонные махины на специальные ремонтные сооружения. Осенью танкеры, сухогрузы и баржи загоняют в судоремонтный завод и ждут, когда лёд полностью покроет реку. Затем, чтобы механики могли подобраться к нужным деталям, проводят выморозку — выпиливание тоннелей вокруг подводной части кораблей. Чтобы освободить, допустим, винты, понадобится не один день труда — толщина льда порой достигает 2–3 метров.
Выморозчики работают при помощи кайла (инструмента, похожего на кирку) и бензопилы. Температура в регионе в это время опускается до −50 °C, но сами специалисты такому холоду обычно рады: чем лучше промёрзнет река, тем меньше шансов, что тоннели затопит и работу придётся начинать заново.
К слову, в ЛОРПе трудится, возможно, единственная в мире женщина, владеющая технологиями выморозки. Летом она управляет краном на судоремонтном заводе, а зимой — берёт инструменты и идёт выдалбливать ледяные глыбы.
2. Оленевод
Оленеводство остаётся основным занятием коренных северных народов России. Самые большие стада разводят на полуостровах Ямал и Таймыр, а также в Ненецком автономном округе. Это направление животноводства сильно отличается от разведения привычного скота вроде коз и коров. Домашние северные олени живут фактически так же, как и их дикие собратья. Например, им не требуются отдельные помещения, но каждую неделю животных нужно перегонять на новое пастбище. Поэтому оленеводам приходится кочевать по тундре круглый год.
Если раньше традиционное мастерство северных народов передавалось из поколения в поколение, то сейчас оленевод — официальная профессия. Её можно освоить в колледже. Хороший оленевод должен знать всё о типах и характеристиках корма, уметь лечить животных, предупреждать заболеваемость в стаде, прокладывать кочевые маршруты и при необходимости защищать своих подопечных от хищников.
3. Чумработница
Да, именно работница, мужского аналога у этой профессии нет. Так называют женщин, которые кочуют вместе с оленеводами и помогают им с бытом. По большому счёту, чумработницы — это официально трудоустроенные домохозяйки. Чаще всего — жёны заводчиков оленей.
С признанием официального статуса чумработницы пока всё сложно. Такие женщины нередко имеют трудовые книжки, но оформляют их как оленеводов третьего разряда. Зарплату платят, но совсем скромную, на уровне регионального прожиточного минимума — это порядка 16 тысяч рублей. Ещё в 2017 году власти Ямало‑Ненецкого автономного округа сообщали, что чумработниц внесли в официальный реестр профессий, но, видимо, тогда что‑то пошло не так. Следующую попытку предприняли в 2021 году, однако запись в реестре пока так и не появилась.
Отсутствие юридического признания тем не менее не умаляет заслуг чумработниц. В тяжёлых условиях Крайнего Севера эти женщины не только следят за бытом, но и часто помогают оленеводам управляться со стадом, выделывают шкуры и заготавливают панты — молодые мягкие рожки животных. Выучиться на чумработницу можно только на практике, в вузах и колледжах таких специалисток не готовят. Хотя попытки унифицировать знания всё же предпринимаются. Например, в 2020 году проект «Академия молодых чумработниц» в селе Кызым Ханты‑Мансийского автономного округа получил грант на развитие.
4. Разметчик алмазов
В России крупные месторождения драгоценных камней располагаются в основном на территории Якутии. Поэтому на севере очень востребованы профессии, которые связаны с добычей и обработкой алмазов. Есть сортировщики, огранщики, разметчики. Последние — это тот самый «глаз — алмаз» ювелирной отрасли. Именно они решают, какая формы и какой размер нужны будущему камню. Существует около 20 различных форм, и, как правило, из одного кристалла можно получить несколько бриллиантов. Дело в том, что цена готовой драгоценности чаще зависит от чистоты, а не от размера. Крупный камень, но с дефектным вкраплением, может стоить меньше, чем чистейший, но мелкий. Поэтому, принимая решение, разметчики оценивают всё: неровности, шероховатости, наличие в сырье включений других минералов. И только после этого рассчитывают самый выгодный вариант раскройки и готовят 3D‑модель для обработки.
В прошлом разметчики полагались только на силу увеличительного стекла и на остроту своего зрения. Сейчас им помогают технологии: заводы оборудованы микроскопами, томографами и сканерами. Как и в других рабочих специальностях, здесь есть профессиональные разряды, а дорасти можно до инженера‑технолога или руководителя производства.
5. Штурман атомного ледокола
Или вахтенный помощник — в гражданском флоте больше распространено такое название профессии. Это человек, который занимается навигацией, отдаёт команды рулевому и контролирует перемещение судна. Работа во льдах отличается от того, что делают штурманы в открытом море или на реке. Судну здесь намного проще получить повреждения, поэтому ледоколу приходится постоянно маневрировать, а порой прокладывать курс прямо на ходу, чтобы безопасно провести за собой другие корабли.
Чтобы получить эту профессию, нужно окончить Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова. Это единственный в мире вуз, который готовит специалистов для работы на гражданском атомном флоте. Такой, к слову, есть только в России. Первый советский атомный ледокол «Ленин» до сих пор стоит в Мурманске — там располагается музей, который привлекает туристов. Кстати, сейчас студенты, мечтающие увидеть север, могут отправиться туда бесплатно. Для этого нужно поучаствовать в конкурсе «Билет в Арктику». Победители поедут в экспедицию на Кольский полуостров.
6. Оператор ратрака
Ратраком называют машину, которая расчищает и утрамбовывает снег на горнолыжных склонах. Такие есть на любом зимнем курорте, но работа в Заполярье способна удивить. Например, одно из требований для трудоустройства — владение навыками выживания в экстремальных условиях. А ещё нужно уметь обслужить свой автомобиль даже при очень низких температурах.
К слову, в Заполярье водители ратраков работают не только в туристических зонах. Местные жители прекрасно знают, что зимой проехать на низенькой легковушке нереально даже пару метров. Казусы могут случаться и с полноприводными внедорожниками. Гусеницы ратрака не вязнут в снегу, поэтому они при необходимости выполняют роль эвакуатора.
7. Гляциолог
Это специалист, который изучает лёд. Сегодня в гляциологии есть несколько направлений: работа с ледниками, лавиноведение, снеговедение и палеогляциология — анализ доисторических оледенений.
Эти исследователи могут трудиться и в городах, изучая образцы в лабораториях, но, как правило, вся их жизнь — это сплошные экспедиции по горам и Заполярью. Условия работы довольно суровые. Чтобы добыть ценную информацию, порой нужно пробыть несколько месяцев на научной станции или в палатке. Жестокий мороз, отсутствие привычных удобств и вполне реальный шанс столкнуться с медведем — вот романтика будней гляциологов. Их работа нужна, чтобы прогнозировать природно‑климатические ситуации в разных регионах страны, анализировать состояние мирового океана и изучать опасности, связанные с глобальным потеплением. В северных зонах исследования помогают развивать промышленность: строить крупные производства и налаживать добычу полезных ископаемых.
Обложка: Alexandree/Shutterstock